Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица.
Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
1. по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
2. по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
3. по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Противодействие коррупции
В данном подразделе размещаются как методические материалы по вопросам противодействия коррупции, самостоятельно разработанные муниципальным образованием, так и гиперссылки для последовательного перехода к методическим материалам, одобренным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, методическим рекомендациям, обзорам, разъяснениям и иным документам, в том числе подготовленным Минтрудом России, размещенным на сайте Минтруда России, а также на специализированном информационно-методическом ресурсе по вопросам противодействия коррупции на базе федеральной государственной информационной системы.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) устанавливает основные принципы противодействия коррупции в Российской Федерации, к числу которых отнесено приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, а также комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.
Меры по предупреждению коррупции в отношении лиц, обладающих публично-властными полномочиями, реализуются посредством антикоррупционных институтов, обеспечивающих:
- получение и проверку сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах);
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- контроль за соблюдением ограничений и запретов, исполнением обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации в области противодействия коррупции.
Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации и реализуется населением непосредственно, а также через органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления являются самостоятельными и не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем установление общих принципов организации местного самоуправления, в том числе в области противодействия коррупции, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Ввиду наличия широкого спектра задач в области противодействия коррупции, антикоррупционная деятельность органов местного самоуправления регулируется как на местном, так и на федеральном, и региональном уровнях.
Правовое регулирование антикоррупционных механизмов предусмотрено различными нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ), Федеральным законом N 273-ФЗ.
В связи с принятием Федерального закона от 3 апреля 2017 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ) субъектам Российской Федерации предоставлены дополнительные полномочия в части антикоррупционной деятельности в отношении лиц, замещающих муниципальные должности. Данное нововведение призвано повысить эффективность антикоррупционных мер в отношении указанной категории лиц посредством централизованной реализации отдельных антикоррупционных механизмов на уровне субъектов Российской Федерации.
Разработка мер по противодействию коррупции, а также по устранению причин и условий, порождающих коррупцию, является одним из основных полномочий комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации, возглавляемой высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Осуществление указанных полномочий подразумевает и требует реализации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации широкого спектра задач не только на региональном, но и на местном уровнях, в том числе путем оказания достаточного содействия муниципальным образованиям в реализации мер по противодействию коррупции.
Органу субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений также рекомендуется оказывать муниципальным образованиям консультативно-методическую помощь в реализации мер, направленных на предупреждение коррупции, в том числе посредством разработки методических рекомендаций, типовых муниципальных правовых актов, проведения профессионального развития должностных лиц, организации обмена практическим опытом профилактики и противодействия коррупции на территории субъекта Российской Федерации, а также при необходимости принимать участие в разработке системы мер по противодействию коррупции в муниципальных образованиях.
Мониторинг практики правоприменения Федерального закона N 64-ФЗ показывает, что субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями применяются различные варианты построения антикоррупционной работы.
В целях оказания субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям методической помощи по вопросам эффективной организации антикоррупционной работы Минтрудом России с учетом проведенного мониторинга подготовлены настоящие Методические рекомендации, в которых отражены рекомендуемые подходы к организации правового регулирования антикоррупционной деятельности в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих.
Раздел 1. Правовое регулирование организации работы со сведениями о доходах лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих.
Организация деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части работы со сведениями о доходах лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих предполагает:
- издание субъектом Российской Федерации:
1) порядка представления сведений о доходах лицами, замещающими муниципальные должности;
2) порядка проверки сведений о доходах:
а) лиц, замещающих муниципальные должности;
б) муниципальных служащих;
3) порядка принятия решения об осуществлении контроля за расходами:
а) лиц, замещающих муниципальные должности;
б) муниципальных служащих;
- издание муниципальным образованием:
1) перечня должностей муниципальной службы, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах (далее - перечень должностей муниципальной службы);
2) порядка представления сведений о доходах муниципальными служащими;
3) положения о проверке сведений о доходах муниципальных служащих;
4) порядка размещения сведений о доходах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"):
а) лиц, замещающих муниципальные должности;
б) муниципальных служащих.
Подраздел обеспечивает доступ к списку гиперссылок форм обращений, уведомлений, заявлений, справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, заполняемых гражданами, лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, служащими (работниками) в рамках реализации законодательства о противодействии коррупции
Более подробная информация по содержанию указанных нормативных правовых актов представлена в пунктах 2 - 5 раздела 1 настоящих Методических рекомендаций.
Необходимо учитывать, что термин "нормативные правовые акты Российской Федерации", используемый в Федеральном законе N 273-ФЗ, включает в себя не только нормативные правовые акты федерального и регионального уровней, но также муниципальные правовые акты (пункт 3 статьи 1 Федерального закона N 273-ФЗ). Таким образом, положения Федерального закона N 273-ФЗ предоставляют отдельные полномочия органам местного самоуправления в целях осуществления правового регулирования на местном уровне. Вместе с тем, в некоторых случаях иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации конкретизируется, на какие уровни управления возлагаются полномочия по изданию соответствующих нормативных правовых актов, регламентирующих конкретные вопросы организации антикоррупционной деятельности на местном уровне.
1. Форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460 (далее - справка) и является унифицированной для всех лиц, на которых распространяется обязанность представлять сведения о доходах. Утверждение формы справки субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями законодательством не предусмотрено.
При этом рекомендуется осуществлять заполнение и представление справки с использованием специального программного обеспечения "Справки БК".
2. Правовое оформление организации работы со сведениями о доходах лиц, замещающих муниципальные должности.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ лицами, замещающими муниципальную должность, являются депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе (далее - лица, замещающие муниципальные должности).
При этом должность главы местной администрации по контракту является должностью муниципальной службы, а не муниципальной должностью. Для лиц, замещающих должности глав местной администрации по контракту, порядок представления сведений о доходах, а также их проверки и размещения на официальных сайтах органов местного самоуправления аналогичен порядку, установленному для лиц, замещающих муниципальные должности. В этой связи изложенные ниже положения распространяются также на лиц, замещающих должности глав местных администраций по контракту.
2.1. Порядок представления сведений о доходах.
Согласно части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ, если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о доходах высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Принимая во внимание императивное положение части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ, порядок представления сведений о доходах лицами, замещающими муниципальные должности, устанавливается исключительно субъектом Российской Федерации.
Правоприменительная практика показывает, что с учетом территориальных и иных особенностей субъектов Российской Федерации полномочия по сбору и первичному анализу сведений о доходах лиц, замещающих муниципальные должности, могут быть делегированы муниципальным образованиям. Дополнительные рекомендации по организации порядка представления сведений о доходах лицами, замещающими муниципальные должности, указаны в пункте 2 раздела 2 настоящих Методических рекомендаций.
В отношении граждан, являющихся кандидатами на выборные муниципальные должности, выдвинутых в установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), иным законом порядке в качестве претендентов на замещаемую посредством прямых выборов должность в органе местного самоуправления либо зарегистрированных соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидатов, предусмотрен особый порядок представления сведений о доходах, об имуществе, о вкладах в банках и ценных бумагах.
Так, в частности, согласно пункту 3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках и ценных бумагах.
Таким образом, рассмотренный порядок подпадает под исключение, предусмотренное частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ, являясь особой процедурой представления рассматриваемых сведений кандидатами на выборные муниципальные должности в избирательную комиссию, которая, в свою очередь, вправе дать поручение контрольно-ревизионной службе осуществить проверку достоверности указанных сведений.
При этом положения Федерального закона N 67-ФЗ не распространяются на кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса и претендующих на замещение должности главы муниципального образования, избираемого представительным органом муниципального образования, а также граждан, претендующих на замещение должности главы местной администрации по контракту.
Указанные категории лиц представляют сведения о доходах в качестве граждан, претендующих на замещение муниципальной должности, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации.
Информация о способах для граждан и юридических лиц беспрепятственно направлять свои обращения в государственный орган
Нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок рассмотрения обращений граждан представлены внизу данного раздела.
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
- Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
- Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
- Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
- Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».
- Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».
- Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».
- Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел и его территориальных органах».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».